Калининградская архитектура

 

Королевская гора в Калининграде: проекты и замыслы по ее застройке
        
Историко-аналитический обзор
 
Введение
В начале 2008 года Калининград, местные власти и городская общественность, вплотную подошли к необходимости принятия концептуального решения по застройке центра Калининграда. Территория, более 60 лет выключенная из городского оборота, получила исторический шанс вернуться к активной жизни и придать городу новый импульс.
Для квалифицированного общественного и профессионального обсуждения предстоящих замыслов региональное отделение Союза архитекторов РФ приняло решение собрать все существовавшие замыслы по поводу данной территории и её сердца, Королевской горы, в один общий обзор, дабы любому горожанину или будущему проектировщику была видна вся палитра замыслов. Подобные историко-аналитические обзоры, помимо общепонятной функции перевода дискуссии в содержательный горизонт и избегания прошлых ошибок, позволяют увидеть разные проектные подходы относительно одной территории. Становится видна зависимость разных проектов как от политических обстоятельств времени, так и от экономических факторов, что в идеале должно спровоцировать оптимальное архитектурно-планировочное решение по Королевской горе в будущем.
Понимая, что подобный обзор невозможно сделать изначально исчерпывающим, авторы решили, во-первых, ограничиться лишь теми проектами и замыслами, которые были широко представлены публики или широко обсуждались в своё время в прессе. Многие из проектов и замыслов, имевших более камерный или даже приватный характер, по этой причине в данный текст не вошли. И во-вторых, сам характер подобного обзора требует его периодического пополнения, поэтому он публикуется в открытой редакции, т.е. будет периодически дополняться и уточняться.
 
 0. Историческая справка: возникновение поселения и роль Королевской горы
Королевская гора – возвышенность пойменной гряды реки у слияния двух её рукавов, Старой и Новой Преголи. С XII-XXIII веков она имела доминирующее значение на пересечении путей из Самбии в Натангию, и водных путей из Балтии вглубь материка вверх по течению Преголи. Исходя из своего положения и доминирующей высоты над окрестностями, она была выбрана местом размещения орденского укрепления во время похода отряда рыцарей Немецкого (Тевтонского) ордена и Богемского короля Оттокара Пшемысла II с целью колонизации языческих земель и присоединения их к орденским владениям. Этим походом орден заложил на пойменной возвышенности замок Кёнигсберг (Королевская гора).
 
 
 
Рисунок 1. Ситуационный план замка Кёнигсберг на горе Твангесте в 13 веке (по Эрхардту, 1988).  1 - место древнего прусского городища; 2 - Орденский замок в процессе строительства;  3 -территория предзамка; 4 - территория города; 5 - дамба запруды Мельничного пруда.
При активной политике колонизации Самбии и Натангии вокруг замка со временем образовались три города - Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт.
 
Рисунок 2. Орденский замок Кенигсберг с Замковой слободой; Альтштадт, Лебенихт и Кнайпхоф во второй половине XIV века.
В 1724 году три средневековых города, сложившиеся вокруг замка, юридически объединились под общим названием «Кёнигсберг». Орденский замок и сама возвышенность, на которой он стоял, служили историческим, градостроительным и административным ядром, вокруг которого складывался и жил на протяжении почти семи веков город Кенигсберг.
 
 
Рисунок 3. Вид на орденский замок с севера, фото с самолёта, 30-е годы ХХ века
После начала Второй Мировой Войны в 1944 году центр Кёнигсберга был примерно на 80% разрушен английской бомбардировкой и последующим в 1945 году штурмом города советскими войсками. Орденский замок был также пострадал. От него остались лишь стены форбурга и фрагменты башен.
 
 
Рисунок 4. Фото замка сразу после войны
Старое ядро, сердце города, было разрушено, а сам город и большая часть бывшей немецкой провинции Восточная Пруссия, сменили имя на Калининград и Калининградскую область соответственно и отошли к СССР (РСФСР).
Руина орденского замка простояла до начала 60-х, и к 1967 году была окончательно снесена.
С самых первых лет архитекторы и градостроители, которые в новом советском Калининграде разрабатывали планы восстановления города, рассматривали Королевскую гору как ключевую градостроительную проблему всего городского массива в его исторической части. Своей нерешённостью она породила массу проектов, прожектов и замыслов (visionary) по поводу обустройства Королевской горы и нового её места в общегородской структуре города, но с 1946 года по 2008 год проблема так и не была окончательно решена. В итоге город более 60 лет жил, выстроив «новокаиновую блокаду» вокруг прежнего исторического, градостроительного и административного своего центра.
 
1. Послевоенные предложения и замыслы (1946-1955 гг.)
Из докладной записки главного архитектора областного отдела коммунального хозяйства П. В. Тимохина начальнику управления по гражданским делам Кёнигсбергской области В. А. Борисову о восстановлении и реконструкции Кёнигсберга от 24 июня 1946-го: Одной из главных задач архитектуры в городе является смена внешнего архитектурного облика города. Упрощённо однообразные современные немецкие застройки улиц, или причудливо онемеченный модерн, стоящий рядом с наивно затейливой виллой, конечно, оставлены быть не могут, а специфический характер крыш необходимо менять».
 
 
Рисунок 5. Фрагмент генплана центральной части города (Гипрогор), 46-49гг.
Первый эскиз генплана города Калининграда Гипрогора (рис. 5) интересен тем, что на нём сохранены четыре моста на Кнайпхоф (остров Канта) и убран Медовый мост. Дома Советов на эскизе ещё нет и, но обозначено место будущего знакового здания и, судя по изгибу улицы, ведущей от Лавочного моста вверх и влево, транзит через Кнайпхоф идёт на уровне земли, без эстакады. "Верхний город" ещё вверху, он не сравнялся с "нижним" из-за эстакады, и на него надо взбираться крутой петлистой дорогой. На месте «разборок нижнего города» «освобождается» земля - вывозится камень и планируются обширные зелёные пространства парков. Отсутствует Кафедральный Собор.
Из приказа № 195 управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР
от 13 мая 1948-го:
 «…Нужно при всей скромности средств добиваться решительного преобразования всего характера застройки, чтобы вытравить из неё дух пруссачества и утвердить нашу советскую культуру в архитектурном пейзаже. Нужно преодолеть и вытравить мрачный воинственный дух прусской архитектуры с её чрезмерными формами подслеповатых окон и стен, громоздких островерхих крыш. Вместо него должна прийти лёгкая жизнерадостность форм и приветливость облика».
 

 
Рисунок 6.  Макет центра города, 50-е годы 
 
Из статьи архитектора М.Р. Наумова. "Калининградская правда", 30 апреля 1949 г.
«Надо сказать, что центр города застраивался немцами беспланово, варварски, что вообще характерно для капиталистических городов. Здесь много узких улиц, где с трудом проезжал трамвай. На месте зданий пройдут проспекты, зелёные бульвары и скверы. Основная композиционная ось города пройдёт через центр, связав правый берег с левобережьем. В центре намечена постройка огромного Дворца Советов. Возможно, что постаментом для него явится площадка нынешней крепости (имеется в виду Королевский замок. – А. О.) с башней и большой площадью, спускающейся к реке…
Дворец Советов мыслится как памятник великому деятелю Коммунистической партии и Советского государства – Михаилу Ивановичу Калинину. Дворец должен быть увенчан высокой, видной издалека башней-маяком, которая подчеркнёт характер Калининграда – города-порта».
Выдвигались и другие планы - например, снести полностью остатки города и на его месте возвести пирамидальный памятник-пантеон погибшим воинам. Или такой вариант: оставить город в руинах и безлюдным, как апофеоз войны, а новый город построить на другом месте. Но большинство архитекторов были сторонниками сохранения старого города, правда, пытаясь перенести на него традиционную советскую плановую структуру, отвечавшую модному тогда неоклассическому стилю.
 

 


Рисунок 7.     Центр Калининграда. Д. Навалихин (в соавторстве с А. Максимовым, первым архитектором Калининграда). Начало 1950-х гг.

Уже в этом проекте три моста острова Кнайпхоф ликвидированы ради усиления силовой линии нового широкого моста по пр. Ленина (прообраз будущей эстакады); и здесь же мы видим прообраз будущего Московского проспекта по оси Запад-Восток. Ленинский проспект завершается полукольцевой площадью с главной городской доминантой на Королевской горе – Дворцом Советов (региональная реплика сталинских "высоток") в окружении общественных зданий "сталинского классицизма". Примечательно, что в этом проекте сохранено деление города на "верхний" и "нижний"; и фасады зданий "верхнего города" образуют мощную горизонталь, идущую вдоль реки; а "нижний город", не найдя актуального прочтения, под видом системы скверов и мемориалов (избыточных для реальной мемориальной функции) оставлен в качестве резерва для последующих решений.
Однако с конца сороковых в Калининграде, как и во всей стране, начало внедряться типовое проектирование, которое вступило в противоречие с помпезностью, украшательством и декоративными излишествами. К общему знаменателю приводились и восстанавливаемые здания.
1. Эпоха типовых проектов и массового строительства (1956-1988гг)
В преддверии грядущего конкурса на градостроительную концепцию застройки Калининграда тогдашний главный архитектор города Владимир Ходаковский опубликовал статью, которая вышла 17 ноября 1963-го в «Калининградской правде». В ней содержался тот диагноз Ленинскому проспекту: главная улица города – «никакая», «весь вид портит». Ходаковский убеждал: необходимо изменить «силуэт застройки и главной улицы города». Он считал, что четырёхэтажные «хрущёвки» нужно повысить ещё хотя бы на один этаж. Между ними возвести павильоны, где разместились бы торговые и бытовые учреждения. А в узловых точках улицы он видел дома повышенной этажности, которые «держали» бы пространство. Главный архитектор предлагал соорудить новый путепровод через Преголю, сделав его продолжением улицы Серпуховской. Эта магистраль должна была принять на себя основной транспортный поток. Ленинскому же проспекту отводилась роль «торгового центра и прогулочного бульвара», доступного только для легковых автомобилей. При этом Ходаковский отважился рекомендовать властям сохранить наиболее уцелевшую, западную часть Королевского замка – пристроив к ней «управленческое или центральное городское здание типа общенародного клуба с трансформирующимся залом, в котором могут проводиться массовые собрания, митинги, театральные представления, спортивные выступления».
Но уже следующие, разработанные в 60-х годах генпланы города предусматривали полный отказ от исторически сложившейся и устоявшейся на протяжении многих веков планировочной структуры города. Тогда и было принято политическое решение – на месте старого Кенигсберга построить совершенно другой город – новый социалистический Калининград. Проведенные в 1964 и 1974 годах Всесоюзные архитектурные конкурсы представили модели идеализации новых планировочных решений, в результате чего была принята идеологическая установка на игнорирование всей предыдущей архитектурно-градостроительной цивилизации города, что впоследствии и привело к изменению структуры, характера, масштаба и образа города. 

 
Рисунок 8.    Конкурсный проект (1), вид с севера. 

В данном предложении (рисунок 8) мы видим, что на Королевской горе выстроен комплекс высотных зданий гораздо больших масштабов, чем это предлагалось в проектах 50-х годов; "нижний" город также по проектному решению взят "в скобки", за исключением острова Октябрьский (Ломзе), на котором выстроено огромное круглое сооружение стадион либо, что вероятнее,  мемориал). Главный высотный комплекс на Королевской горе связывается с второстепенными комплексами (в районе нынешних Королевских ворот, и в районе Южного вокзала). Остальные городские пространства (кроме парков и озёр) застроены домами типовых серий. Стоит заметить, что кольцевая дорога вдоль прежних городских валов продолжена через остров Октябрьский (Ломзе) в районе Литовского вала. 

 
Рисунок 9. Конкурсный проект (2)

В трёх других конкурсных проектах (Рисунки 9, 10 и 11) в разной степени прослеживается одна и та же градостроительная мысль, а именно – пробивается эспланада от Королевской горы (или ещё раньше – от Южного вокзала через остров Кнайпхоф) на север, выходя к вальному кольцу в районе рынка. "Нижнему" городу в виде острова Канта и Октябрьского (Кнайпхоф и Ломзе) достаётся парково-мемориальная функция в сочетании со спортивной. Причём один из проектов (рисунок 9) являет наиболее подробно проработанную геометрическую структуру городских массивов и парковых и "замковых" ансамблей. И во всех трёх случаях "транспортный крест" в виде мощных линий Московского и Ленинского проспекта перечёркивает мелкую дорожную сетку Кёнигсберга.
 

Рисунок 10. Конкурсный проект (3)
Рисунок 11.  Конкурсный проект (4)
 
Во всех конкурсных проектах 1950-60-х гг. предлагалось создание масштабного градостроительного ансамбля с укоренением традиций неоклассицизма.
Параллельно этим конкурсам в партийных органах было принято решение выстроить на Королевской горе крупнейшее административное здание региона – Дом Советов, которое должно выполнить центрирующую градостроительную функцию на пересечении уже утвердившихся двух главных городских диаметрах: "Южный вокзал – Северный вокзал" и на оси Московского проспекта. Проект Дома Советов появился на свет в 1968 году. Главный архитектор – Лев Мисожников, лауреат Международной премии ЮНЕСКО и Большой Золотой медали Академии художеств СССР, советник Академии архитектуры России. Автор советского павильона на Всемирной выставке в Осаке, комплекса технических центров в странах бывшего СЭВ. С 1983-го руководил мастерской №4 института «Курортпроект». Дом Советов стал строиться на Королевской горе рядом с фундаментом замка. Все последующие замыслы вплоть до начала 90-х учитывали уже Дом Советов как свершившуюся данность.
 
Рисунок  12.  Фрагмент принятого Генплана центра города Калининграда (1974 г.)                                                                                                                                              
 
 Рисунок 13. Аэрофотосъёмка центра Калининграда, 2005 г.
В итоге мы наблюдаем замену духа неоклассики на советский модернизм, с явной эстетической ориентацией на строящуюся новую столицу Бразилиа и модных в те времена в Советском Союзе 70-х годов архитекторов Лусиу Коста и Оскара Немейера. Их идеи (см. Рисунок 14) послужили отправной точкой для выбора решений по Королевской горе в 70-80-х годах.
 
 
 Рисунок 14. Здание Национального конгресса - Парламента Бразилии, транспортная эспланада и площадь Трех Властей
 
       3. Переходный период (до строительного бума) (1989-2002)
 
      3.1. Датский проект (Василий Британ и проект реконструкции Дома Советов), 1993-1994 гг
 
Первый мэр Калининграда Виталий Шипов и главный архитектор города Василий Британ в 1993-94 годах организовали и провели международный конкурс на проект реконструкции Дома Советов. Победила архитектурная мастерская Йорана Лангвада (Дания), предложившие вариант реанимации через застекление центрального атриума стеклянной призмой – метафорой куска света-льда. Предполагаемый подрядчик, известная строительная фирма из Копенгагена "Хегард и Шульц". Калининградский архитектор Александр Невежин занял почетное второе место.
 
        3.2.  Программа по линейному центру Хвана
 
 Рисунок  15. Предложение архитектора Хвана по реконструкции Дома Советов
 
В 1996-97гг. Вадим Хван при участии Академии городской среды (Вячеслав Глазычев, Москва) развернули обширную программу по исследованию городской структуры центра Калининграда, которая вылилась в масштабный проект реконструкции линейного центра города и смены системы управления градостроительным процессом в мэрии. Была развёрнута массовая разъяснительная работа по проекту, которая – как образец открытых публичных действий, - приветствовалась и мэром Калининграда Виталием Шиповым, и следующим мэром Игорем Кожемякиным. Группа архитекторов из Казахстана во главе с Хваном предложила проект застройки всего центра города на всю протяженность Ленинского проспекта, от площади Победы до площади Калинина. Основной упор делался не на конкретные архитектурно-пластические решения зданий, а на смену парадигм, как проектных, так и управленческих, которые должны были эти проекты воплощать. Тем не менее общественность, не представляющая архитектора "без картинок", настояла на фазе "фор-эскиза". Рисунок 14 иллюстрирует предложения группы Хвана по поводу Королевской горы. 
             3.3.  Проект Шелепова (2002 г.)
Калининградский архитектор Игорь Шелепов в 2002 году в инициативном порядке предложил свое видение будущего Королевской горы. Он предложил воссоздать орденский замок с сохранением Дома Советов. В его версии внутренний двор замка следует перекрыть стеклом, а на месте между недостроенным зданием Дома Советом и восстановленным залом Московитов предполагается построить Зал конгресса. В огромном крытом пространстве могут с равным успехом проводиться детские елки, международные торговые выставки и всяческие модные зрелищные мероприятия, предполагающие присутствие большого количества людей. Дом Советов планировалось урезать в этажах, а также разместить на площадке между Домом Советов и Дворцом бракосочетаний гостиницу уровня «Хилтона».Проект Шелепова, в числе других российских проектов выставки, получил на международной архитектурной выставке-биеннале «Памятник» золотую награду. На конкурсе были представлены 580 работ архитекторов из 40 стран. Как писали в то время газеты, "решение калининградского архитектора примирило эпохи, поколения, предоставив всем право оставить свой след".
 
Рисунок  16. Макет Замка Кёнигсберг
Рисунок 4. Эпоха строительного бума 2003-2008 гг.
          4.1. Проекты немецких студентов (Брауншвейг), 2004 г.
Институт Архитектурного проектирования и дизайна при Техническом Университете города Брауншвайг (IGE) в 2004 году с помощью мэрии Калининграда сделал темой летнего семестра группы студентов-архитекторов проекты в Калининграде, а в 2005 подготовил каталог „Визии Калининграда“ и выставку, приуроченную к юбилею города. Часть проектов касалась центральной части города, а именно – Королевской горы.
   Участники проекта сошлись во мнении, что основная городская магистраль - Ленинский проспект - не имеет так называемой зоны притяжения. Такой исходной точкой мог бы стать Европейский центр торговли (на месте замка и Дома Советов), который должен выступить катализатором политического развития, предпринимательства и местом проведения различного рода мероприятий. Здесь могли бы разместиться генеральный консулат ЕС и помещения европейских экономических союзов. Судя по представленным на выставке работам, основными материалами для сооружения новых зданий должны стать металл и стекло.
На фоне конц­ептуального вакуума и недостатков с современной визуализацией замыслов, работы студентов, пусть даже и несколько оторванные от практики, прозвучали свежо и послужили отличным поводом для стимуляции дискуссии о градостроительной судьбе центра города и необходимости кропотливой разноплановой работы в этом направлении.
 
        4.2.   Проекты Александра Башина (2005-2008 гг.)
В 2005 году, развивая свой проект "Сердце города" по застройке берегов Нижнего озера, Александр Башин захватил в рамках проектного действия и территорию Королевской горы. Это, кстати, был первый случай за 60 лет, когда проектное движение шло с севера, а не с юга.
В проектном предложении Башин предложил восстановить замок в исторических его формах, а восточней Дома Советов выстроить прообраз делового Сити – группу высотных зданий с общим композиционным центром. Дом Советов перекрылся по замыслу архитектора стеклянной призмой-куполом, а на узкой полоске между Московским проспектом и Преголей появились кварталы исторической реплики Альтштадта.
 
Рисунок  17. Фрагмент проекта А. Башина "Сердце города"
 
Годом позже А.Башин "оторвал" замысел по Королевской горе от "Сердца города", и усовершенствовал первое решение. В частности, это касалось объёмных решений по высотным зданиям с востока от Дома Советов.
 
Рисунок 18. Четыре высотных здания, обновлёенный Дом Советов и восстановленный Орденский Замок. 2007 г. 
 
       1.1.   Артур Сарниц, проект восстановления исторической застройки Альтштадта (2007-2008 гг.)
 
Рисунок  19. Проект восстановления части исторической застройки Альтштадта 
 
Проект является элементом общего проектного движения двух авторов – Александра Башина (по восстановлению замка) и Артура Сарница. По предложению последнего, следует на фрагменте территории Альтштадта (между Московским проспектом и Преголей) восстановить историческую застройку, для чего Сарниц произвёл компьютерное её моделирование по историческим фотографиям.
 
       1.2.   Проект Музыкального театра 2007 г.
В 2007 году правительством области был проведён конкурс на архитектурную концепцию Музыкального театра в Калининграде. Один из участников, пренебрегая указанной в задании площадкой на берегу Нижнего озера, сделал своё предложение по зданию театра, расположив его с востока от Дома Советов. Проект не победил в конкурсе, но простимулировал новый виток дискуссии по судьбе Королевской горы, в результате которой родилось инженерное решение по опусканию части ул. Шевченко под землю и перекрытие её сверху для беспрепятственного транзита пешеходов от Нижнего озера к Королевской горе и дальше.
 
 Рисунок  20. Проектное предложение по размещению и концепции Музыкального театра в Калининграде
 
В архитектуре же этого нового сооружения мы видим соединение фрагментных цитат знаменитого конкурсного проекта Ле Корбюзье на Дворец Советов в Москве 1931 года и габаритных размеров Королевского замка.
 
       1.3.   Материалы Международного проектного семинара - WORKSHOP (2007 г.)
 
В 2007 году мэрией Калининграда, областным правительством и региональным отделением Союза архитекторов РФ был проведён международный WORKSHOP по концептуальному видению перспектив застройки центра Калининграда в пределах второго вального кольца.
Несколько международных групп разрабатывали собственные подходы, чтобы через несколько дней постараться их слить в единый концептуальный проект. Он получился многогранным и многоплановым, подробнее с ним можно ознакомиться на сайте http://archikld.ru/contests_32
 
 
 
 
 Рисунок  21. Некоторые проектные идеи, фигурировавшие в процессе работы Международного Воркшопа
 
Одним из итогов Вокшопа было почти полное единогласие экспертов по поводу высотности строений на восточной части Королевской горы (в 5-6 этажей), а также необходимости проведения через всё городское ядро пешеходно-велосипедного транзита от Верхнего озера, через Нижнее, через Королевскую гору, Кнайпхоф и Ломзе (Канта и Октябрьский острова) – к зелёному массиву Южного парка.
 
 Рисунок 22. Центральная часть города. "Пятно" Королевской горы для определения концепции застройки предлагается вынести на отдельный Международный конкурс.
 Рисунок  23. Схема транспорта, выработанная на Воркшопе. К острову Кнайпхоф восстанавливаются три старых и строят один новый мост; часть Московского проспекта перекрывают сверху (частично опуская его под землю) и устраивают на нем кольце-развязку.
      
       1.4.  Жан-Мишель Вильмотт, 2007 г.
 
В 2007 году по приглашению мэрии Калининграда французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт сделал эскиз собственного видения, как можно разрешить проблему Королевской горы. На месте замка он предложил "анти-замок", общественное здание, имеющее внутренний контур в виде внешнего контура исчезнувшего замка. 
 
  Рисунок  24. Проект Вильмотта
       1.5.  Концепция архитектурно-градостроительного развития территории исторического города «Альтштадт». (Архитектурное бюро "NW")
 Рисунок 25. Концепция "Альтштадт" архитектурного бюро "NW"
 
Архитекторы Юрий Забуга и Олег Васютин (Архитектурное бюро "NW") предложили на пятне замка в его масштабе сделать высокотехнологичное полностью прозрачное здание с усиленными горизонтальными линиями, и восстановить Дом Конвента, бывший в 14-17 веках ядром замкового комплекса (см. Рисунок 1, п.2). Из-за того, что руинированные остатки Замка уже не могут быть доминантами в городской среде из-за своей малой массы, то его законсервированные и восстановленные фрагменты должны «звучать» в интерьерах этого нового современного сооружения. На обновлённый Дом Советов (Рисунок 25) они предлагают навесить под углом зеркальные фасады, чтобы "нижний город" мог "смотреть" в своё отражение. Часть Московского проспекта в этом варианте опускается под землю, как и в варианте Воркшопа. Восток Кнайпхофа частично застраивается зданиями в высотностью исторических на этом месте. "Нижний" город отделён от "верхнего" горизонталью фронтов строений, расположенных на пойменной гряде.
 
       1.6.   Проект, представленный на МИПИН 2008 (Башин + Архитектурное бюро "NW")
 
  Рисунок  26. Совмещенный проект Александра Башина и бюро "NW"
 
На международную выставку в Канн МИПИН правительством области и инвесторами был представлен проект, совмещающий в себе проекты Александра Башина, Юрия Забуги и Олега Васютина (архитектурное бюро NW). Первый на нём проектировал восстановление замка и комплекс "Ластадии" слева от эстакады; второй и третий – комплекс "Альтштадт" и структуру застройки Кнайпхофа. 
 
       1.7.  Проекты студентов МАРХИ 2008 г.
На фестивале "Зодчество", прошедшем в Москве в 2008г под темой "Исторический город и новая архитектура" проводились конкурсы студенческих работ на лучшую концепцию и эскиз-идею, развивающие тему встраивания современных архитектурных элементов в историческую ткань центра города. Симпатии жюри завоевали, главным образом, проекты, выполненные для Калининграда – это трое из четырех победителей. Серебряный диплом получила Варвара Домненко за проект Гостиничного комплекса «Гостиница Гофмана» и реконструкцию территории восточнее Альтштадта, золотой – Ольга Яцюк  (МАРХИ) за проект Спортивно-развлекательного комплекса, специальный приз жюри – Евгения Яцюк за проект Водного туристического комплекса в структуре воссоздаваемого центра Калининграда. Все три автора, используя формы довоенных зданий, тем не менее, отказались от их точного копирования в пользу переосмысления исторического прошлого с  вкраплением в структуру проектируемых комплексов современных объемов.
 
Рисунок 27. Площадь Вагнера, 2007-2008 гг.
Спортивно-развлекательный комплекс "Площадь Вагнера", по замыслу Ольги Яцук, расположился между пятном орденского замка и нынешним Домом бракосочетаний. Проект замысливался как часть комплексного решения одного из конкурсных вариантов по музыкальному театру, и отвечал на задачу связи (визуальной и транспортной) площадки театра (и шире – "верхнего города") с территорией бывшего Альтштадта; при этом структура застройки бралась историческая, Альтштадта и Лёбенихта. 
 
Заключение
Как нам представляется, в советское время было сделано несколько принципиальных градостроительных решений, которые кардинально изменили историческую структуру центра города и саму ее сущность в сторону ухудшения качеств и наполненности городского места.
Во-первых, необходимо сразу отметить, что данная территория была в советское время также выбрана в качестве центральной для всего города, как и во времена ордена (несмотря на неоднократные попытки перенести центр в район улицы Карла Маркса, а затем площади Победы) 
Во-вторых, в советское время «место» попросту перестало быть историческим (исчезли топонимы, исторический строительный материал, воспоминания …), таким образом, оно стало доисторическим с доминированием природного ландшафта. 
В-третьих, с изменением масштаба старого исторического города, появлением 9-тиэтажной жилой застройки между набережной Баграмяна и Московским проспектом было уничтожено разделение городского ядра на "нижний" и "верхний" город; а поднятая над землёй эстакада снивелировала ещё и размерность Королевской горы, превратив её в рядовую возвышенность.
В-четвертых, Центр города был отдан под скоростной транзит (Московский проспект и эстакадный путепровод), а не под специфические "центральные" функции. То есть территория «пребывания» была по существу заменена на территорию транзита.
С другой стороны, обозревая ранние проекты освоения "нижнего" города можно признать, что сегодняшнее положение – не самое худшее на фоне ряда предложений генпланов 70-х годов…
Что касается проектных предложений новейшего времени (после 1993 года), то все представленные подходы можно разделить на несколько типов.
Во-первых, объектно-ориентированные проекты. Они рассматривали Королевскую гору как автономную данность, территорию, которую следует застроить красивыми сооружениями, и упускали роль и связи Королевской горы со всем ядром территории бывшего исторического города ("король – он и в чистом поле король"). Иногда дело доходило до казуса, когда на горе размещались крупные высотные здания, и при этом ни изменение транспортной схемы, ни инженерное обеспечение в ареале застройки просто не брались во внимание.
Во-вторых, комплексные подходы, в которых объектам на Королевской горе не уделялось пристального внимания по той причине, что сначала следовало спроектировать окружение (создать градостроительную ситуацию), а уж потом венчать его объектами на Королевской горе ("короля делает свита"). Чрезвычайно много для перехода от проектов первого типа ко второму сделал Воркшоп 2007 года, который смог сформулировать общеприемлемые концептуальные пункты по всему диаметру исторической части Калининграда, а территорию Королевской горы определил как место под будущий международный конкурс.
В дальнейшем уже ответственные проектировщики пользовались плодами Воркшопа для подкрепления своих проектных замыслов его системными разработками.
Отдельно стоит отметить "восстановительный" подход. Начиная от идеи восстановления орденского замка, он тяготеет к распространению и на средневековые города Кёнигсберга. Причём желание исторического восстановления места (пусть даже и в новых материалах) побеждает пафос новейшей историчности (история делалась не только тогда, но и сейчас), и оттого игнорирует как современные объекты (Дом Советов), так и современные транспортные и инфраструктурные требования. Это связано с тем, что советский Калининград в части градостроительной и архитектурной сейчас не выдерживает конкуренцию с Кенигсбергом ни на бытовом уровне, ни на профессиональном (достаточно проанализировать противостояние между Домом Советов и Замком). Поэтому историчность именно Калининграда в настоящее время пока рассматривается как вещь ущербная. Но "восстановительный" пафос, прокатившийся в последнее время по всей России, не представляется возможным удержать, и в Калининграде он приобрел свои неповторимые черты.
 
Александр Попадин
Олег Васютин
Калининград
2009 г.
 
 

© КОСАР

Rambler's Top100