Калининградская архитектура

 

Евро-типовухи 21 века

Строительный бум в Калининграде и стратегические планы областного правительства заставляют нас обратиться к теме, которую лет 30 уже никто всерьёз не обсуждал. Не до жиру было. Сейчас тоже не до жиру, но всё-таки некоторые вопросы лучше обсудить заранее, чтобы потом не было мучительно больно за бестолковость и недальновидность.

 
Итак, представьте себе, что в рамках реализации национального проекта Калининград скоро станет прирастать новыми районами и большими массивами застройки. И сейчас уже прирастает – например, Сельмой. Но все разговоры про "Калининград - европейский город" никак не относятся к той же самой Сельме: советский город в лучших своих традициях, как ты ни маскируйся. Как в том анекдоте: хотели сделать трактор, собрали – получился танк. Говорим про европейский город, начинаем строить – получается советский.

 
С Сельмой более-менее ясно: главный заказчик там – военное ведомство, а консервативнее его бывает… ничего не бывает. 20 лет назад выбрали они проект "Слава", сделанный советскими архитекторами, и до сих пор эту "Славу" и стоят, не смотря на то, что и сам проект не очень удачный (ничего, подправим! – говорят), и что он морально устарел ровно на те же 20 лет. А также несмотря на то, что за те же деньги сейчас можно спроектировать и построить дома получше. Напрягаться незачем, квартиры в домах – не для покупателя, который выбирает за свои деньги, а для служивых, которым чего ни дай, они рады будут: уж лучше "Слава", чем ничего.

 
Но это всё дела военные: их деньги, они и заказывают архитектуру, хотя она город не украшает… Хочу перейти к делам цивильным, касаемым и простого обывателя, и успешного бизнесмена.

 
1 сентября в качестве волнующегося отца я отправлял сына в школу. Первый раз в первый класс. Школа была хорошая, на торжественной линейке в числе прочих присутствовали мэр Савенко и один из министров местного правительства. Всё как полагается – речи, наряженные родители, школьницы в белых фартуках, школьники в белых рубахах. Всё хорошо, за одним исключением – школьный двор, не приспособленный для подобных мероприятий, еле вместил торжественную линейку. Все, и мэр в том числе, теснились, как во времена дефицита около дверей универмага. На память приходила детская считалка, которая начиналась словами "море волнуется – раз!" Не попавший в первые ряды, откуда хоть чуточку было видно происходящее, я грустно вспоминал своё детство в своей школе.

 
Надо сказать, что школа №14, в которой я учился, располагалась – и располагается до сих пор, - в прекрасном немецком здании. Там, кстати, при немцах была не элитный Фридрихколлегиум, который оканчивал Кант, а простая народная школа Кёнигсбергской окраины. В бывшей народной - широченные лестницы и коридоры, в которых можно было бегать в два ряда и не попасть головой учительнице в живот. По ней видно, что СНИПы, которые на этот счёт были у немцев, были гораздо лучше советских СНИПов. Лучше. Кто не верит – съездите, посмотрите сами. И двор школьный – хоть пять линеек проводи, и потолки высоченные, и спортзал… ЛУЧШЕ. Я 10 лет проучился в этой школе и только сейчас, отведя сына в типовую советскую школу, смог осознать, в каком роскошном здании учился.

 
И вот теперь я хочу вернуться к той теме, которую лет 30 у нас никто не обсуждал – а может быть и все 60. Потому что школы в Калининграде у нас строились только типовые, как во всём Союзе. Нам, уважаемые товарищи калининградцы, скоро предстоит построить несколько школ и детских садиков в новых районах города (а может – и в старых), и мне совсем не всё равно, какими они будут. Потому что есть логика инерции, прекрасно представленная на той же Сельме: берётся проект 20-летней давности (дешевле ведь! уже всё согласовано ведь!), и строится. И статус района (а соответственно – и "европейский" статус города и области в целом) от этого отнюдь не улучшается.

 
Как это делать надо по уму? Вроде бы очевидно. Загодя мэрии (а может – региональному правительству?) надо провести конкурс на 3-4 проекта новой региональной типовой школы и детского сада. 3-4 варианта - в зависимости от численности учащихся и иных обстоятельств. Почему загодя? Потому что если такое строительство маячит на горизонте, уже должны быть понятны финансовые вложения и учёт этих объектов в Проектах планировки, разрабатываемых вслед за Генеральным планом города. И в долгосрочных планах муниципалитета. И ещё потому, что даже если мэрия договорится, чтобы крупный инвестор вместе с новым микрорайоном строил школу на свои деньги, то инвестор из всех возможных проектов выберет… типовую московскую школу. По очень простой причине: проект не надо будет согласовывать в местных инстанциях (что еще полбеды), и не нужно будет ждать год (целый год!) экспертизы в той же самой Москве. И теперь спрашивается: какой город мы строим?

 
Я ничего не имею против типовой московской школы, за одним исключением: в Калининграде нужна своя типовая калининградская школа. Я против архитектурной унификации в масштабах страны: у нас местные архитектурные и климатические особенности, и это должно выражаться в архитектуре социальных объектов. Причём необходимо, чтобы школа 21 века была всё-таки лучше типовой советской школы 20 века и желательно, чтобы лучше немецкой школы 19 века…
Так что, как ни крути – нужен конкурс, и причём проведённый заранее, в стратегии упреждения. Мэрию я нашу очень люблю и уважаю, вот только никак не припомню, чтобы она хоть раз провела подобный конкурс. Да еще успешно окончившийся. Может быть потому, что мэрия последних 20 лет не строила ни больниц, ни школ, ни садиков – ничего из того, что называют социалкой, и что имеет отношение к качеству жизни в данном городе?

 
Пришла пора уже об этом думать. Может, еще не строить, но уже – думать и готовиться. Проектировать и обсуждать. Пора от современных дорог и скверов переходить на другой масштаб, масштаб современной социальной инфраструктуры. Которая должна соответствовать нашим представлениям о европейском облике Калининграда и о качестве жизни, которым мы хотим заманивать переселенцев. Иначе – опять типовухи, в лучшем случае 10-летней давности...

 
…Дочь свою я поведу в первый класс через три года. Она в эти мечты о школе 21 века уже не попадает, ясное дело. Но вот соседский Даниил, мужчина одного года от роду, вполне может успеть. Когда подрастёт.

 
Александр Попадин
2006г

© КОСАР

Rambler's Top100