Калининградская архитектура

 

Архитекторы! Больше фантазии!
           Когда сквер у Драмтеатра огородили забором, и стало известно, что на его территории появится колоннада, сразу же возникли споры о том, насколько она здесь уместна. Старожилы-калининградцы привыкли к тому, что тут вокруг фонтана было много зелени, воздуха, пространства. Да и к фонтану старому тоже привыкли.
           Летом торжественно открыли сквер с новым фонтаном после реконструкции. И, удивительное дело, многим понравились, и цветомузыкальный фонтан, и дорические колонны. Теперь свадебные кортежи подъезжают сюда, и жених с невестой фотографируются на память.  
Мы можем спорить о художественных, эстетических достоинствах проекта. Я знаю, особенно, у архитекторов взгляд придирчивый. Но вот на чём сейчас хотел бы я остановить внимание.  
            Вы заметили, как функционально изменилось это место? Если раньше, как грачи, с бутылками и банками пива, собирались здесь стайками молодые, то сейчас всё по-другому. Молодые по-прежнему приходят – и хорошо. Но теперь – за другим. Вот во время джазового фестиваля «Дон Ченто» слушали здесь музыку. Отличная концертная площадка на открытом воздухе! Нет, Калининград – это что-то необыкновенное! Идешь с работы, уик-энд, остановился, и, как в море с обрыва, упал в джазовые ритмы, душой отмяк, разогрелся – пошел дальше. И город видишь другими глазами, размягченный и немножко сентиментальный, немножко философ.   
            Думаешь: как немного-то и надо, чтобы организовать пространство, приспособить уже привычную структуру под современные потребности жителей города. И ведь деньги в городском бюджете нашлись! Для чего? Для расширения культурного пространства.
            Идешь-идешь – и вот он парк, Центральный. Его тоже в последние пару-тройку лет модернизировали. И если Вы заметили, людей здесь всегда много, в любую погоду. Старушки, да какие же молодцы, сидят в кружок под елками и песни хором распевают. Я остановился возле них, когда аккордеонистка завела «В славном сорок пятом», а они дружно подхватили: «Ты пришел солдатом к берегам Прибалтики русский человек»… Аж слезы навернулись на глазах.
Углубился в дубравы. Знаю, что джазовый фестиваль «Дон Ченто» здесь проходит, понимаю, что играют поздно вечером, но все равно не удержался – направился к летней эстраде. Я ее помню дощатой и выкрашенной в зеленый цвет: пионером декламировал когда-то здесь стихи, часто дети тут выступали. Слышал, что года два назад немцы дали городу деньги на проект «Зеленого театра». Может, со временем здесь станет лучше, а пока мне не очень нравится. То, что сцена есть, и скамейки в зрительном «зале» под открытым небом, – это хорошо. Но без фантазии всё как-то. И вспомнились мне Миколайки: вот туда бы хоть съездили  архитекторы, посмотрели, какой на берегу лесного озера там театр – все просто, и дух захватывает от красоты и гармонии. Сидишь на скамейке (они там, как в греческом амфитеатре), смотришь на сцену, а задник – водная гладь и ели до неба. Разве мы так не можем? У нас-то почему серый бетон? Или в Сопоте архитекторы не были в «Лесной опере»? Ведь тоже ничего особенного: но там опять-таки слиты воедино зал под открытым небом и лес вокруг. Одно слово, повторяю, гармония.
Вот в этих размышлениях и добрался до дому.
А назавтра поехал я на другой край города, на Остров. Вот где гармония. Всегда приятно полюбоваться на восстановленный из руин Собор. Только что-то мне очень сильно мешало: ах, да – это же пустые бутылки под ногами, пакетики от чипсов, бумажные стаканчики. Никогда раньше не видел я такой замусоренной эту территорию. Ну, и что же что День Военно-Морского Флота, что люди гуляют, - пару-тройку дворников за «сверхурочные» можно было бы отрядить в места массовых гуляний, пусть бы оперативно освобождали переполненные «мусорки». Самим нам неприятно, а уж перед иностранцами и вовсе стыдно – думал я, вливаясь с толпой под своды Собора, чтобы слушать органный концерт Алексея Шмитова из Москвы.
А когда концерт закончился, захотелось мне дойти до Рыбной деревни. Прямо-таки звала к себе роспись на торце фахверкового дома. Признаюсь, когда Рыбную деревню только строить начинали, возмущался я. Ну, зачем же реку загородили – от «Виктории» ее не видать. Было пространство: стоишь на остановке, ждешь трамвая, и видишь, как далеко за эстакадным мостом солнце садится. И деревья порубили, те еще, довоенные…
Но вот что я Вам скажу. Ругают архитекторов за Кёнигсберг-«новодел». Многие считают, что надо или восстанавливать «один в один» или вообще за старое не браться. Так вот: мне понравился «Речной вокзал» и гостиничка при нем. Кто же это так здорово придумал «Шкипера» на скамейку посадить? Или прислонить к стене дома медную дверь, из-за которой «Девушка» выходит, должно быть, тоже «рыбачка»? Хорошо это! И люди хорошее чувствуют. Народ уже толпится, чтобы сфотографироваться возле только что созданных скульптур – артефактов нашего времени.
Видно, что не все работы еще закончены. Появляются новые «фишечки», вроде вазончиков с цветами, подвешенных на фонарях или деревянного старинного корабля, который волна выплеснула  прямо на прогулочную дорожку.      
Вот что значит, фантазии дали разгуляться…
Перешел я Деревянный мост, пересек Московский проспект. Дождался автобуса. Сел и еду. А слева красота такая: Собор над Прегелем. И взгляд затягивает глубина улицы, устремившейся мимо него: раньше такого не было. А теперь, с появлением Рыбной деревни, когда-то пустынное пространство организовалось, и кажется, если выскочишь из автобуса, побежишь за поворот, придешь в Кёнигсберг!
Больше фантазии, архитекторы!
Больше фантазии, калининградцы!
 
Наблюдатель

© КОСАР

Rambler's Top100