Калининградская архитектура

 

О ней говорят...
Классики

Модное здание через десять лет утратит молодость и станет устарелым. Оно сделается менее неприятным на глаз через двести лет, когда мода забудется. (Фредерик де Стендаль)

Убийцы и архитекторы всегда возвращаются на место преступления. (Питер Устинов)

«Архитектура – неорганическая форма искусства или музыка в пластике. Гармонические пропорции архитектуры и музыки основаны на количественной, математической основе как следствие их базирования на неорганической материи». (Ф.В. Шеллинг).


Архитекторы

Утверждение, будто архитектура должна строиться на века, слишком преувеличено. Мне интересна архитектура незаконченная, наделенная качеством недосказанности и незавершенности, но указывающая на потенциал быть завершенной и усовершенствованной. Мне симпатизирует архитектура в виде конструктора частиц и фрагментов окружающего нас мира, который можно перебрать как-нибудь иначе, буквально или воображаемо. Аарон Бецки


Нам следует научиться планировать здания, способные легко реагировать на бесконечные изменения и добиваться этого с минимальными энергетическими затратами. Какой смысл тратить большие деньги на то, чтобы форма и функция совпадали идеально, если функции непрерывно меняются? Взгляните на здания-лофты в Сохо. Они адаптируются к новым функциям постоянно – от фабрик и складов до галерей, квартир и магазинов. Концепция лофта – одно из наиболее значимых достижений современной архитектуры. И, конечно же, есть множество классических зданий, за фасадом-маской которых дворцы или банки способны преобразоваться в офисы или рестораны. Поэтому идея здания “не по размеру” мне очень симпатична. Аарон Бецки


Архитектура — это не знание формы, а, наоборот, форма знания. Мы всегда должны задаваться вопросом: а что же такое архитектура? Ведь она не что-то предопределенное и однозначное. Архитекторы часто думают, что пространство определяется стенами, но термин “определять” означает “находить определение и значение”. Бернар Чуми


Архитектура должна быть аналитической, а не просто копироваться из прошлого. Я не вижу ничего страшного в использовании исторического опыта, но при этом не должно возникать никакой путаницы между историческим и современным. Роберт Вентури


Я полагаю, что каждый город имеет свою неповторимую форму. Вот метрополия, состоящая из Женевы, Лозанны и Монтрё. Если смотреть с высоты самолета, она кажется хаотичной. Но если выбрать все природные черты, все стабильные элементы большой архитектуры, и их связи, то мы заставим вырисоваться некую форму. Для каждого города эта физическая форма особенная. И это значит, что для каждой метрополии мы можем делать проекты, свойственные только ей… поэтому невозможно делать архитектуру, если нет общего видения города. Патрик Берже


Философ или писатель используют слова, чтобы заставить мыслить других. Сила слова огромна, но с некоторого времени, к сожалению, она утрачивается. То же самое можно сказать применительно к архитектуре, архитектура, это слово, сказанное пространством. Бетонная стена говорит со зрителем. И это весомое слово. Архитектура не может быть частным делом, она всегда публична, архитектура - это проект, прежде всего общественный. Тадао Андо


…Такая архитектура учитывает движение человека в пространстве и погружение его в многослойный опыт, в котором пространство, свет, цвет, геометрия, запах, звук, поверхности и материалы перекрещиваются. Эти ощутимые феномены очень ценны в архитектуре и, скажем, кинематограф никогда не отберет это у архитектуры. Архитектура – это единственное искусство, постичь которое можно только исследовав ее феноменологическое измерение… Считаю очень важным, чтобы архитекторы, занятые конкретным проектом, учитывали все связанные с ним измерения, а не придумывали что-то обособленное и абстрактное на белом листе бумаги, сидя в своем офисе. (Феноменология по Стивену Холлу)


Первое, что определяет хорошее здание – это стремление подвергать сомнению принятые за норму типологии зданий, и не в смысле изобретения гротескной формы, а в стремлении трансформировать пространство. Я верю в эволюцию. Если вы спланировали дом одним образом, наверняка есть какой-то другой вариант – еще более удачный. И второе, в архитектуре всегда должен присутствовать такой единый эстетический феномен, как гармонические пропорции. Их нужно научиться чувствовать. Это приходит с опытом, причем строительным, а не карандашным. Это такая способность, что если вы ею овладеете, то почувствуете себя совершенно свободным и уверенным. И еще – этого вполне достаточно, чтобы создавать потрясающую архитектуру. Это измерение не имеет временных или стилевых рамок, и не важно, находитесь ли вы у подножья Великих пирамид, либо в Музее Кимбэл – ключ к эмоциональному пониманию выдающейся архитектуры – в пропорциях. Рафаэль Виньоли.
Офис Rafael Манхэттен Vinoly Architects в Нью-Йорке
50 Вандам стрит, СоХо,


…Совсем несложно построить здание. Но есть что-то другое, что превращает здание в архитектуру. Главный вопрос – как новое здание взаимодействует с местом или городом, в котором оно находится. Уильям Олсоп
Я считаю, что климат это один из главных генераторов архитектуры, и поэтому каждый город отличается хотя бы поэтому. …я верю, что когда-нибудь здания смогут наращивать органическую прозрачную кожу, напоминающую крылья стрекоз. Конструкции бы оставались, а кожа бы дышала, вечно трансформируясь, меняя прозрачность и толщину изоляции, адаптируясь к различным атмосферным условиям, наподобие живых существ. Понимаете, в будущем, здания будут больше напоминать органические творения, чем предметы концептуального искусства. Сэр Николас Гримшоу. Офис Grimshaw Architects в Лондоне
57 Clerkenwell Road, Ислингтон


Нужно быть очень чутким к подобным проявлениям, но вы всегда должны создавать здания своего времени. Это настоящая трагедия, когда архитекторы заболевают ностальгией, пытаясь придать своим произведениям черты другого времени. Важно найти баланс в том, чтобы быть хорошим соседом, органично взаимодействовать с линией улицы. Хорошая для этого аналогия – семья, собравшаяся для семейного портрета. В нее входят представители многих поколений и все они предпочитают разные стили одежды, отображающие их вкусы и время. Но каким-то образом, когда все выстраиваются для общего семейного портрета, все органично сочетается. Другая хорошая аналогия при проектировании города – большой симфонический оркестр. Все участники этого оркестра великолепные музыканты и сильные личности, но на сцене они понимают, что их роль – выступать единым коллективом. А иногда, одного из этих музыкантов просят показать виртуозную игру. Поэтому чтобы построить хороший район архитектор должен хорошо понимать историю места, характер, тенденции развития, транспортные условия, существующие потоки людей, движение солнца и прочее. Питер Руджеро


Архитектура конденсирует, преломляет, обрамляет и отражает окружающую нас реальность. Найти точное выражение современности в архитектуре – одна из наиболее сложных задач архитекторов. Аарон Бецки


Дом может сильно отличаться визуально от окружающего его контекста, однако он должен стремиться нести в себе генетический код, извлеченный из конкретного контекста. Алехандро Заера Поло


Почему так мало современных зданий затрагивают наши чувства, когда почти каждый безвестный дом в старом городе или наименее претенциозная фермерская постройка даёт нам чувство знакомости и приятности? Почему это каменный фундамент, который мы нашли на заросшем пустыре, сломанный сарай или заброшенный эллинг могут возбудить наше воображение, тогда как наши собственные дома, кажется, удушают и подавляют наши грёзы? Современные нам здания могут вызвать наше любопытство своей смелостью или изобретательностью, но они едва ли дают нам какое-то ощущение смысла нашего мира или нашего собственного существования. Юхани Палласмаа


Наша пост-историческая эра пресекла исторические повествования, концепцию прогресса и видение будущего. Эта потеря горизонта, ощущения цели и уплощение перспективы отвратили архитектуру от образов реальной жизни в пользу аутической и самокопательной погружённости в свои собственные структуры. К тому же, архитектура дистанцировалась от прочих чувственных сфер и стала чисто окулярной формой искусства. Юханни Палласмаа

(Из коллекции архитектора Олега Васютина)


© КОСАР

Rambler's Top100