Калининградская архитектура

 

Хотели, как лучше
 
 
«Хотели, как лучше, а получилось, как всегда», - черномырдинская фраза, ставшая поговоркой, почему-то приходит на ум, когда разглядываешь новые здания в Калининграде.  
Жители города, истосковавшиеся по современной архитектуре – в советское время городу не хватало денег, прогрессивные идеи провинциальных «корбюзье» «душились на корню», не было качественных и разнообразных строительных и отделочных материалов, - ждут гармоничных зданий, которые украсили бы городскую среду.
Почему-то пока не очень получается.
Открывая новую рубрику, мы хотим попытаться понять, отчего архитектурные проекты, такие красивые в макетах, в реальности превращаются в довольно унылые объекты. 
Газета «Гражданин» в материале «Итоги конкурса «Глаз народа» ( №17, 15-21.5. 2008) обнародовала результаты рейтинга самых крупных городских объектов, построенных недавно: по оценке калининградцев последнее место в нём занял Многофункциональный комплекс «Европа-Центр» (ул. Галицкого – ул. Театральная – Ленинский проспект.
 
 
Лучшим комментарием, на наш взгляд, может послужить фрагмент интервью в газете «Тридевятый регион» (22.2.2008) «Александр Башин: «Начать стройку — это как войти в бой».
 
"— Если бы у Вас была такая возможность, что бы Вы изменили из того, что уже, как говорится, не вернуть?
— На сегодняшний день не все так плохо, как кажется. Город развивается, и развивается динамично. Безусловно, есть и ошибки. Прежде всего, контролирующих органов, инвестиционные ошибки. Вот, например, критикуют за построенный «Европа-центр». Безусловно, не самое лучшее здание в городе. Но что критиковать, если его инвестор поменял уже пять архитектурных мастерских! Сначала работал один архитектор, потом другой архитектор начинал что-то менять и делать свое, потом пришел третий архитектор. В результате получилось здание, и всем кажется, что оно неудачное. А все от суеты, от нашей местной беготни. Посмотрите, как строился многофункциональный комплекс «Клевер-хаус». Он строился медленно, но качественно, аккуратно и без суеты. Его проектировал бельгийский архитектор. У «Европа-центра» этого авторского надзора не найти, его просто нет, и не известно, кто в этом виноват.
— По-моему, виноваты те, кто разрешил строительство, толком не зная, что будет построено в самом центре города.
— «Европа-центр» был построен потому, что на это было разрешение, земля была выделена. Начать стройку — это как войти в бой, его уже нельзя приостанавливать. Это ведь целый процесс: теряется время, деньги, инвестор. Приостановив стройку, мы бы получили еще один Дом советов в центральной части города!
— Вы знаете, что нужно сделать, чтобы ничего подобного больше не повторилось?
— Проекты надо делать на конкурсной основе и доверять только тем инвесторам, которые себя уже проявили как добросовестные. Многофункциональный комплекс «Клевер-хаус» построили качественно, значит, этому инвестору можно доверять. Надо вводить что-то типа аккредитации. Если инвестор построил один раз плохо, нечего ему тут больше делать.
— А нельзя делать эти выводы еще до постройки?
— Кого сейчас винить, если у «Европа-центра» было пять архитекторов? Кто из них виноват? Вы можете определить? Как говорил Аркадий Райкин, к пуговицам вопросы есть? К пуговицам вопросов нет. А в целом вопросы есть — здание проектируется в целом, не отдельно, и здесь очень важен контроль и взаимоотношения между инвестором, заказчиком и строителем. В идеале должна быть одна архитектурная компания, которая бы все контролировала. Все претензии по объектам должны литься на инвестора. В мире проекты не согласовываются с главным архитектором, только регламенты — высота, ширина, красные линии и пятно застройки. Все. А дальше полагаются на автора проекта, в компетенции которого уже никто не сомневается.
Роман РОМАНОВСКИЙ (ТР №176)"
На фото: в левом верхнем углу - первоначальный архитектурный проект "Европа-центр"; внизу справа - реализация.
© КОСАР

Rambler's Top100