Калининградская архитектура

 

Итоговый документ Международного проектного семинара
 
           
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Международного проектного семинара (Workshop)
«Перспективы развития центральной части города Калининграда»
 
Г. Калининград 11-15 ноября 2007г.
 
Место проведения семинара: г. Калининград, Областная художественная галерея,
Московский проспект, 60-62.
Организаторы семинара:
 
Мэрия города Калининграда
Калининградское региональное отделение Союза Архитекторов России
Организация «Калининградские культурные контакты», г. Гамбург (Германия)
Фонд «Возрождение», г. Калининград (Россия)
При содействии Правительства Калининградской области
 
Управляющая компания: Фонд «Возрождение»
Научные руководители-модераторы проектных групп:
В.Р. Крогиус, кандидат архитектуры, институт ИНРЕКОН (Москва)
Вернер Мёллер, доктор архитектуры,фонд Баухауз (Дессау)
Н.М. Новиков, кандидат архитектуры,доцент КГАСУ (Казань)
 
Координаторы по профессиональным вопросам:  
Эллерс Юлиус («АС Планер группе» Итцехое, Росток, Германия)
Мезей Ольга (ООО «Никор Проект», Калининград, Россия)
 
Для работы в проектном семинаре были приглашены дипломированные архитекторы, градостроители, реставраторы, ландшафтные архитекторы.
 
В работе 3 этапа Международного проектного семинара (Workshop) приняли участие 9 проектных групп, из которых в процессе совместной творческой работы сформировались 6 интернациональных коллективов:
 
 
 
1.Коллектив    1)Группа: Степани Мартин, Мах Катарина, Шерцер-Хайденбергер (Германия)
2)Группа: Невежин Александр, Немишев Виктор, Дудченко Николай, Уваров Вячеслав (Россия, Калининград)
 
2. Коллектив             3) Группа: Зайдлер Мирослав, Навроцки Збигнев, (Польша), Сарниц Артур (Россия, Калининград)
           
3. Коллектив 4) Группа: Брунов–Маунула Анна Элизабет, Хайнцман Арндт Фридрих (Финляндия)
5) Группа: Забуга Юрий, Васютин Олег, Чепинога Наталья, Кохан Елена
                                    (Россия, Калининград)
 
4. Коллектив 6) Группа: Мён Андреа Эва Мария,  Рене Боуман (Нидерланды),

 5. Коллектив            7) Группа : Некрасов Андрей, Цыбайкин Александр (Россия, Москва)
                        8) Группа: Лебедихин Сергей, Лебедихин Дмитрий (Россия, Калининград)
 
6. Коллектив 9) Группа: Губин Валерий, Копылов Олег, Купердяев Олег, Селянин Михаил (Россия, Калининград)
 
Для совместной работы интернациональных коллективов Калининградским региональным отделением Союза Архитекторов России создан вэб-сайт «Калининградская архитектура» http.archikld.ru      
 
Международный проектный семинар (Workshop) явился последовательным продолжением международного диалога о путях градостроительного развития центра Калининграда, получившим начало в июне 2005 года на Международном симпозиуме «Калининград: образы будущего. Градостроительное развитие центральной части города».
 
Международный проектный семинар (Workshop) - это развитие нового метода городского планирования: партнерской кооперации между профессиональными группами архитекторов, градостроителей и ландшафтных архитекторов.
 
Цель проектного семинара:
 
На основе разработанных интернациональными группами вариантов градостроительного развития центра Калининграда в процессе интенсивного профессионального обмена мнениями сформировать общие (согласованные) концептуальные основы мастер-плана для дальнейшего поэтапного развития центральной части города Калининграда.
 
Итоговая документация Международного проектного семинара (Workshop) представляется для изучения и обсуждения экспертам, общественности, городским властям:
·        В форме публичной выставки материалов интернациональных проектных коллективов, ставших основой общего решения и материалов общего (согласованного) концептуального мастер-плана для дальнейшего поэтапного развития центральной части города Калининграда
·        В сети Интернет на сайтах Калининградского регионального отделения Союза Архитекторов России и Мэрии города  Калининграда
 
·        В брошюре, включающей полный набор материалов интернациональных проектных коллективов и материалов общего (согласованного) концептуального мастер-плана
 
Последующие шаги в долгосрочном международном сотрудничестве по градостроительному развитию центра города Калининграда
 
  • Принятие и опубликование городскими властями долгосрочного плана реализации мероприятий, соответствующих общему решению, с учетом возможного участия в нем интернациональных коллективов- участников Международного проектного семинара (Workshop)
  • Подготовка программы и условий Международного архитектурного конкурса «Концепция развития ядра центральной части города Калининграда» в границах, закрепленных Итоговым документом семинара на основании Правил проведения архитектурных конкурсов в странах Европейского Сообщества, с формированием международного жюри.
 
Значение опыта проведения Международного проектного семинара (Workshop) в городе Калининграде для других российских городов
 
Город Калининград демонстрирует последовательное стремление к долгосрочному международному сотрудничеству по градостроительному развитию центра города.
Международный статус проектного семинара фиксирует открытость города к трендам развития современной архитектуры и желание максимально использовать европейский архитектурный опыт применительно к российской ситуации.
 
В Калининграде впервые среди российских городов практически реализован новый метод городского планирования: партнерская кооперация между интернациональными, профессиональными группами архитекторов, градостроителей и ландшафтных архитекторов.
 
Значение Международного проектного семинара (Workshop) в Калининграде выходит за рамки одного города, и его опыт может стать предметом профессионального обмена с другими российскими городами, имеющими историческое наследие.
 
 
Международный проектный семинар «Workshop» состоял из трёх этапов:
1-й этап: знакомство с городом, постановка задач, разработка первых концептуальных предложений по общей градостроительной доктрине развития центра города и его ядра, постановка задач для продолжения работы групп в течение 2-го этапа, формирование 4-х интернациональных коллективов
2-й этап: работа в архитектурных мастерских под руководством модераторов по конкретному заданию, обозначенному в Протоколе 1-го этапа Международного проектного семинара (Workshop), с общением посредством
Интернет-сайта www.workshop.ru
3-й этап: совместное обсуждение представленных работ, формирование 6-ти творческих коллективов по принципу общности совместных предложений и совпадения идей, проработка концептуальных предложений на основе 6-ти вариантов, представленных международными творческими коллективами. Выработка общего решения, оформление итоговых чертежей и текстовых пояснений по разделам:
1. Общему решению градостроительного развития центра города Калининграда в пределах бывшего Второго вального кольца.
2. Определению границы территории, планировочных и пространственных условий застройки ядра центра города.
Каждый из разделов определяет:
 
-    территориальные направления развития центра города и основные функции центра для горожан, управления и бизнеса;
- предложения по поэтапной реализации строительства и реконструкции;
-     структуру транспортной и пешеходной систем;
- пояснения к регламентированию использования территории центрального ядра города
и представляет объединённое мнение участников проектного семинара о этажности, масштабе, стилистике и функциональном назначении застройки.
                       
Итоговая разработка участниками Международного проектного семинара (Workshop) концептуальных моделей-планов, предназначена стать  основой для разработки Проекта планировки центральной части города и выполнения Правил землепользования и застройки в границах бывшего Второго вального кольца.
 
Общие выводы участников Международного проектного семинара (Workshop):
Центральная часть города рассмотрена в границах исторического Второго вального кольца.
И более детально: в границах исторического ядра города.
 
Перспективы развития центральной части города (в границах исторического Второго вального кольца):
 
Схема №1. Развитие центра в структуре города Калининграда:
·        Город Калининград полицентричен (центр-территория бывшего исторического ядра, подцентры - градостроительные ансамбли на пересечениях вального кольца и основных магистралей: Площадь Победы, площадь Василевского…)
·         Нахождение баланса между культурным наследием и современным городом для поддержания традиций города Кёнигсберг. Территории бывшего исторического ядра следует занимать объектами, относящимися к функциональным зонам: «Объекты учебно-образовательного и культурно-досугового назначения» и «Общественно-деловая».
·        Центр города в будущем должен быть, в основном, предоставлен для пешеходов, велосипедистов и различных видов общественного транспорта. Основная идея: освобождение центральных территорий от транзитного автотранспорта. Для этого предлагается формирование системы скоростных автомагистралей:
- внешнее третье кольцо;
- западнее центра в направлении север-юг полузаглублённо параллельно железной дороге;
- одновременное использование железной дороги в качестве внутригородского скоростного общественного транспорта;
- Ленинский проспект, улица Черняховского – развивать, как торговые улицы с преобладанием движения пешеходов и общественного транспорта;
- Московский проспект-т не должен рассекать территорию центрального ядра центра города, северная (верхняя) и южная (нижняя) части ядра должны быть воссоединены, но при этом Московский проспект сохраняет значение магистрали общегородского значения с развязкой движения по нему и пересечениями, соединяющими части ядра центра города в разных уровнях.
 
Традициям города будет отвечать его превращение в будущем в один из самых благоустроенных и озеленённых городов Европы, что обеспечивается развитием:
·        Территории вокруг Нижнего озера как зелёной ландшафтно-пешеходной зоны с размещением островных объектов учебно-образовательного и культурно-досугового назначения и общественно-делового назначения; Набережных реки Преголя как пешеходных озеленённых полос шириной от 15 до 20м.
Речной ландшафт, должен включиться в общественную зону города.
Застройка северного и западного берегов – это смешанная зона объектов досуга, торговли, жилья. Масштаб кварталов застройки сопоставим с историческим, этажность до 4-х этажей.
Застройка южного и юго-восточного берегов – жилая, повышенной комфортности, квартальная, с этажностью до 6‑ти этажей.
Застройка северо-западного берега - объекты досуга, культуры, общественно-деловой зоны.
Застройка юго-западного берега - кварталы деловой зоны.
·        Коммерческая составляющая:
- развитие зоны бизнес-центров: мелких - вдоль Московского проспекта и на градостроительных «узлах», крупных - на особо выделенных территориях в западной и северной частях, вблизи вального кольца;
- сохранение и благоустройство сложившейся крупной торговой зоны севернее улицы Черняховского, вокруг Центрального рынка; деловая зона вокруг Площади Василевского.
·        Город-гавань: вывод в перспективе деловой зоны города на запад в бывшие портовые территории и на участок вокруг Фридрихсбургских ворот.


 
  1. Структура и функция
  • Культурно-досуговая и учебно-образовательные зоны: преобладающая функция, культурно-досуговая, возможно размещение высококлассных гостиниц
  • Деловые зоны
  • Крупные деловые зоны
  • Торговая: мелкие объекты торговли на1-х - 2-х этажах жилых зданий вдоль торговых улиц
  • Смешанные зоны: магазины, кафе, жильё
  • Жилые кварталы: реконструкция существующих жилых кварталов и строительство новых в масштабе, соответствующем историческим кварталам города, на территориях исторического ядра города и квартальная на территориях в пределах бывшего вального кольца, территория для новой малоэтажной комфортной застройки «Новая Голландия» в восточной части Октябрьского острова)
  • Зелёные и ландшафтные зоны должны быть сохранены и увеличены:
Парковая зона по Второму вальному кольцу, территория вокруг Нижнего озера, западная часть острова Кнайпхоф, парк 40-летия ВЛКСМ, территории исторических скверов по Ленинскому проспекту и на территории бывшего Альтштадта, пешеходно-ландшафтные набережные реки Преголя
  • Месторасположение высококлассных гостиниц, спортивных комплексов на наиболее привлекательных участках на реке Преголя и, возможно, в «Доме Советов».
 
  1. Движение и транспорт
  • Для удобства движения автотранспорта необходимо образование системы магистральных улиц непрерывного движения - создание третьего скоростного магистрального кольца вокруг города, строительство полузаглублённой автомагистрали вдоль железнодорожной ветки, выводящей движение в направлении север-юг и запад- восток.
    Строительство мостов через реку Преголя на магистральных улицах: Второй мост по улице Железнодорожной, по улице 9-го Апреля,
    сохранение Московского проспекта, «работающего» совместно с системой магистральных улиц Второго вального кольца (Литовский вал, Гвардейский Проспект, Проспект Калинина, Гаражная улица, с реконструкцией моста через железную дорогу, дополнение кольцевой магистрали на Октябрьском острове) и выводящих в стороны аэропорта, курортного побережья, московской автотрассы, польской границы, а также радиальных улиц с регулируемым движением. Увеличение плотности сетей улиц в жилой застройке.
  • Разработка системы пешеходных торговых улиц и кварталов, пешеходного направления север-юг вдоль Нижнего озера, через набережную реки Преголя, до парка 40-летия ВЛКСМ, образование системы пешеходных направлений и велосипедных направлений по «зелёным» районам центра, строительство пешеходных мостов.
    Городские ландшафтно-озеленённые места и пешеходные маршруты - (север-юг по берегам Нижнего озера и от озера через Альтштадт к острову Кнайпхоф, запад-восток по набережным реки Преголя и от западной части острова Кнайпхоф до Парка Победы),
  • Общественный транспорт должен получить преимущество в пределах центра города, учитывая трамвай, троллейбус и скоростной железнодорожный транспорт, призванные перевозить пассажиров от удалённых районов.
  • Велосипедный транспорт должен образовать свою сеть в центре города с возможностью удобных сообщений с окраинами.
 
  1. Этапы развития
    1. До 2010 г. – 1-3 года. Необходимо утвердить границы городских парков, скверов, озеленённых бульваров и набережных, привести зелёные насаждения на этих территориях в порядок, при необходимости дополнить озеленение. Это территории вокруг озёр Нижнего и Верхнего, по городскому вальному кольцу, западная часть острова Кнайпхоф, парк 40-летия ВЛКСМ, парк Победы, территория бывшего профессорского кладбища университета.
    2. Краткосрочный (до 2015 г.) – 3-7 лет. До начала массового строительства в центральной части необходимо:
- создать условия для вывода транзитного автотранспорта по магистральным улицам непрерывного и регулируемого движения:
- строительство мостов через реку
- магистрали непрерывного движения вдоль западной ветки железной дороги
- строительство автомагистрали по улице 9-го Апреля
- освоение территорий на берегах реки вокруг острова Кнайпхоф.
  1. Средний (до 2017 г.) - 7-10 лет. Необходимо:
    - реконструировать улицы и застройку по Ленинскому проспекту и Московскому проспекту
    - реконструировать территорию вокруг площади Южного вокзала, у Дома искусств
    - реконструировать территории вокруг КГУ имени Им. Канта, западную сторону улицы Галицкого, площадь вокруг памятника Матери-Родине
    - реконструировать территорию западнее улицы Житомирской
    - комплексно освоить территорию восточнее улицы 9-го Апреля, на Октябрьском острове, территорию по берегу реки Преголя к юго-востоку от перекрёстка улиц Дзержинского и  9-го Апреля, территорию бывшей товарной станции к юго-востоку от улицы Железнодорожной.
  2. Долгосрочный (до 2023 г.) - 10- 15 лет. В случае подтверждения прогноза значительного роста населения города и его значимости как форпоста России в Европе:
    - освоение значительных территорий для жилой застройки высокой комфортности в восточной части Октябрьского острова
    - освоение бывших портовых территорий на участке, примыкающем к вальному кольцу, для создания крупной деловой зоны.
           
Схема № 2. Центральное ядро города
            Граница: Территории бывших городов Альтштадт, Кнайпхоф, западная часть Лёбенихта, с востока от существующего жилого дома на Октябрьском острове,
            восточный и южный берега реки Преголя, напротив Кнайпхофа,
            западная и северная обстройка Замковой площади,
            южная оконечность Нижнего озера,
            восточный квартал, выходящий на Замковую площадь.
 
Были выделены несколько градостроительных участков:
1-й участок - остров Кнайпхоф: большая часть - зелёные кварталы, ландшафтная имитация исторических кварталов застройки
и незначительная часть исторической застройки для создания пространственной среды для Кафедрального собора.
2-й участок - территория севернее острова Кнайпхоф: застройка, смешанная объектами досуга, мелкой торговли, мелких представительских объектов в нижних этажах жилой застройки. Высотность – до 4-х этажей, масштаб кварталов - приближенный к историческому, стиль застройки - не определён (большая часть участников - за современный).
3-й участок - территория бывшей Замковой горы: назначение - преобладающая функция культурно-досуговая, возможно размещение высококлассных гостиниц, высотность - не определена (большая часть участников - за застройку высотой не более 30 метров), плотность - в виду ценности территории максимальная, при условии соблюдения основных пешеходных озелененных направлений север-юг, от Нижнего озера на остров Кнайпхоф.
Предложены разные, отличающиеся по стоимостным показателям варианты организации пересечения пешеходными путями Московского проспекта, для обеспечения безопасности пешеходов и комфортности нахождения на территории ядра города:
- возведение широких переходов-террас от верхнего к нижнему городу
- малоэтажная застройка на платформе, выполненной над участком Московского проспекта
- прохождение на указанном отрезке Московского проспекта в туннеле.
Судьба бывшего замка: Возведение объекта на исторических фундаментах. Стилистика объекта - не определена, высотность - не боле 25 метров, назначение - выставочные, универсальные залы, гостиницы, музеи, (объекты досуга, культуры, науки, образования).
Судьба Дома Советов: Стилистика – современное здание, высотность - не определена (предлагалось: снять несколько этажей, добавить завершающий шпиль или выполнить полностью по старому проекту, относясь к нему, как к истории города советского периода), назначение - гостиница, правительственное учреждение, представительства.
Территория межу Домом Советов и дворцом бракосочетаний: Стилистика – комплекс зданий современной постройки, высотность - не определена,назначение - не определено.
Рекомендовано городу: по участку №3 в целом организовать международный конкурс на предложения по застройке этой территории.
Эта часть центрального ядра города, как ни одна другая, должна отражать социально-экономическую программу развития города и Калининградского региона в целом, то есть напрямую выражать позицию города и области.

4-й участок - территория вокруг бывшей синагоги: высотность – до 6‑ти этажей, масштаб кварталов - приближенный к историческому, стиль застройки - не определён, назначение – смешанное, объекты досуга, культуры, жилья.
 
5-й участок - прибрежная территория восточнее моста через реку Преголя, южнее Московского проспекта: высотность – 6–8 этажей, масштаб кварталов - приближенный к историческому, стиль застройки - не определён, назначение – смешанное, объекты досуга, торговли, культуры, жилья.
 
6-й и 7-й участки территории по Московскому проспекту, напротив Универсама «Московский» и улице Житомирской: высотность новой застройки – 6–8 этажей (с реконструкцией существующей 9-10 этажной), масштаб улицы - доводимый до масштаба застройки в 6 – 8 этажей, стиль застройки - современная застройка, назначение – смешанное, объекты деловой зоны, торговли, культуры, жилья; первая линия застройки - объекты нежилого назначения, вторая линия – существующая реконструируемая жилая застройка с объектами нежилого назначения в нижних этажах.
 
8-й участок - территория вокруг спорткомплекса «Юность»: высотность новой застройки – 6–8 этажей (с реконструкцией существующей 9-10 этажной жилой застройки), масштаб улицы - доводимый до масштаба застройки в 6–8 этажей, стиль застройки - не определён, назначение – смешанное, объекты торговли, культуры, досуга, спорта, жилья; первая линия застройки - объекты нежилого назначения, вторая линия – существующая, реконструируемая жилая застройка с объектами нежилого назначения в нижних этажах.
 
9-й участок - территория северо- восточного берега реки Преголя: высотность – до 6 этажей, масштаб кварталов - приближенный к историческому, стиль застройки - не определён, назначение – смешанное, объекты досуга, культуры, торговли, жилья.
 
10-й участок - территория юго–восточного берега реки Преголя: высотность – до 6 этажей, масштаб кварталов - приближенный к историческому, стиль застройки - не определён, назначение – смешанное, объекты досуга, офисы, представительства, торговли, жилья.
 
11-й участок - территория южнее ДК Моряков: высотность – реконструкция существующей 9-10 этажной жилой застройки, масштаб улицы - доводимый до масштаба застройки в 6–8 этажей; стиль застройки - современный, назначение – смешанное, объекты торговли, культуры, досуга, жилья; первая линия - сохраняемый и благоустраиваемый сквер с ДК Моряков, вторая линия – существующая реконструируемая жилая застройка с объектами нежилого назначения в нижних этажах.
 
Валового кольца укреплений – как зелёной ландшафтно-пешеходной зоны.

 
 
 


 
 
 
 
           
 
© КОСАР

Rambler's Top100