Калининградская архитектура

 

Заключение Итоговой Комиссии о результатах Международного проектного семинара (Workshop)
Заключение Итоговой Комиссии
о результатах работы Международного проектного семинара (Workshop)
на выявление архитектурно-пространственных идей градостроительного развития центральной части города Калининграда
 
  1. Общая часть.
Итоговая комиссия в составе:
 
-         Глазычев В.Л., доктор искусствоведения, профессор МархИ, г. Москва. Член Общественной палаты при Президенте РФ;
-         Важник Ю.П., кандидат технических наук, Председатель правления Белорусской Ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС), г. Минск;
-         Горбач П.М, архитектор, г. Калининград;
-         Давыдов В.А., кандидат философских наук, зам. директора ГУП НИиПИ генплана Москвы;
-         Дембич А.А., кандидадт архитектуры, заведующий кафедры Градостроительство Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань.
       Рассмотрела работы проектного семинара, выполненные участниками, в том числе, представленные графические материалы, заслушала их сообщения на итоговом заседании, доклады модераторов семинара, и главного архитектора города Калининграда А.В Башина. Изучив всю представленную информацию и материалы обобщающих схем, сформированные в завершении работы всеми участниками семинара, комиссия считает:
     1.1. Необходимо: 
·        признать безусловную полезность проведённого семинара для дальнейшего успешного осуществления градостроительной деятельности в городе Калининграде в целом;
·        констатировать наличие полученных реальных проектных результатов, позволяющих определить дальнейшее направление проектно - строительных работ и градостроительной политики муниципальных властей города по формированию функционально-планировочной структуры центральной части города и её застройки;
·        отметить появление новых интересных градостроительных идей по развитию как центральной части города, так и города в целом;
·        отметить своевременность и необходимость разработки социально-экономической стратегии развития города Калининграда, как важнейшей основы дальнейшего совершенствования градостроительного планирования и корректировки уже имеющейся градостроительной документации;
·        отметить, что ранее разработанный и утвержденный в 2006 году генеральный план города Калининграда и политика его реализации Комитетом архитектуры и градостроительства, в частности главным архитектором города, осуществлялись в целом в правильном направлении и эта работа может быть продолжена с учётом корректив, внесённых данным итоговым документом.
    1.2. Комиссия считает необходимым отметить важную роль, которую сыграли для обеспечения успеха данного семинара Правительство Калининградской области, Мэрия города Калининграда, Правление Калининградского отделения Союза архитекторов России и фонд «Возрождение».
    1.3. Комиссия считает полезным и в дальнейшем практиковать проведение подобных семинаров для решения сложных и актуальных градостроительных задач в городе Калининграде и Калининградской области.
    1.4. Комиссия считает необходимым отметить интерес и положительный общественный резонанс, который вызвала работа семинара среди населения города Калининграда и в профессиональном архитектурном сообществе, как в Калининградской области, так и в других регионах России.
 
      2. Итоговые решения проектного семинара.
    2.1. Градостроительная трансформация функционально-планировочной структуры центральной части города Калининграда должна осуществляться в направлении преобразования преимущественно культурно-познавательных, развлекательных, образовательных и деловых функций с сохранением значительных участков жилой застройки, также поэтапно реконструируемой с целью повышения комфортности проживания и улучшения её художественно-эстетических качеств.
     Должна быть поддержана выдвинутая на семинаре идея «полицентризма», то есть создание системы компактных специализированных узлов центра, размещение которых тяготеет к западному направлению (морскому заливу) и северо-западному направлению (в сторону транспортных связей с аэропортом «Храброво»), а также к узлам пересечения радиальных транспортных связей с системой «кольца Шнайдера». Наряду с важной функциональной ролью этих узлов следует поддержать их значение, как важнейших композиционных ориентиров, пространственно идентифицирующих и выделяющих «внутренний город» из общей ткани городской застройки, образующих «Корону города».Комиссия поддерживает идеи, выдвинутые на семинаре, о размещении на западном направлении узлов преимущественно экспозиционного (выставочного) назначения международного уровня.
     В вопросах восстановления «старой застройки» (период до 1944 г.), её стилистической имитации или использования современной архитектуры - следует избегать крайностей в ту или иную сторону. Комиссия уверена, что застройка центральной части города в целом должна отвечать образу архитектуры 21 века, но считает целесообразным восстановление отдельных исторических объектов или моделирование отдельных фрагментов исторической среды, позволяющих отразить историю Кёнигсберга и сохранить «дух места».
    Комиссия считает важным сочетание разрабатываемой стратегии социально-экономического развития города Калининграда с разрабатываемыми Правилами землепользования и застройки города Калининграда - как важнейших инструментов достижения ожидаемого градостроительного результата. На основании этих документов комиссия считает необходимым осуществить поэтапный вынос или перепрофилирование производственных территорий из центральной части города.
    2.2. Градостроительная трансформация центральной части города должна осуществляться поэтапно, на основании сбалансированного учёта интересов горожан, муниципальной власти и привлекаемых инвесторов.        
    Комиссия считает целесообразным предложение разрабатываемой социально-экономической стратегии развития города Калининграда - максимально проработать и использовать механизм «инвестиционных пулов» (комплексно освоенные территории, документально подготовленные для продажи) на конкретно выбранные и градостроительно проработанные территории.
   2.3. Рассмотрев предложения по решению транспортных вопросов, Комиссия считает необходимым в первую очередь, на основе утверждённого генплана города Калининграда, стратегии развития и материалов проектного семинара, разработать отраслевую транспортную схему города и Калининградской агломерации. В данной схеме предусмотреть возможность организации новых хордовых транспортных связей, проходящих касательно центральной части города, но минующих её. Учитывая возрастающую роль в экономике города воздушных ворот Калининграда (аэропорт «Храброво»), необходимо обеспечить удобные транспортные связи морской порт-аэропорт.
       Комиссия предлагает направить работу соответствующих структур сокращение транзитных транспортных потоков через центральную часть города и сокращение в центральной части города общего числа парковочных мест, параллельно осуществляя политику создания системы хорошо организованных и ёмких парковочных мест в специально отведённых местах городского центра.
    Специально изучив вопрос рассмотренный на семинаре по строительству тоннеля для переноса туда Московского проспекта в районе Дома Советов, комиссия поддерживает мнение участников семинара о нецелесообразности подобного решения.
Комиссия также поддерживает мнение отдельных участников семинара о первоочередной необходимости реорганизации транспортного движения в узлах пересечения центральных улиц, как меры, способной на определённый период (до решения вопросов более серьёзной перестройки транспортной сети центра) улучшить транспортное движение в городе.
    2.4. Комиссия считает важным моментом проработку вопросов ландшафтного решения набережных реки Преголя и береговых зон системы озёр, с организацией там обустроенных пешеходных прогулочных территорий.
В пространстве между рукавами реки Преголя (в границах центральной части города) Комиссия поддерживает размещение специальных типов среднеэтажного комфортного жилья.
   2.5. По проблемам планировки и застройки «ядра» центральной части города Комиссия рекомендует поддержать предложение участников семинара по проведению на эту территорию проектного конкурса.
    В связи с этим, Комиссия обращает внимание на тщательную проработку конкурсного задания и качественный подбор компетентного жюри. Комиссия считает, что в основе конкурсного задания должна лежать продуманная и детально прописанная функционально-планировочная модель преимущественного использования этой территории, с возможностью для участников конкурса самим определить способ композиционного воплощения объектов, включая определение этажности зданий. Учитывая важнейшую композиционную роль территории, между улицей Шевченко и Московским проспектом для всего облика центра г. Калининграда, при формировании задания на конкурс, Комиссия считает целесообразным включить сохранение Дома Советов с его возможной реконструкцией и идею воссоздания или стилистической интерпретации Королевского замка.
    Комиссия считает необходимым обратить внимание на решение проблем организации пространств для проведения общегородских праздников, возможно, включив эту задачу в конкурсное задание. Также важнейшей задачей является решение транспортной проблемы данной территории.             
 
 
                                                         Члены итоговой комиссии:
 
                                                     Глазычев В.Л.
 
                                                     Важник Ю.П.
 
                                                     Горбач П.М.
 
                                                     Давыдов В.А.
 
                                                     Дембич А.А.
 
 
© КОСАР

Rambler's Top100